Меня всегда интересовали попытки создать универсальный язык. Как минимум, понятный большинству и фиксирующий картину мира, приемлемую для большинства.
Вспомним канцелярит или язык юридических документов. Когда читаешь договоры или бюрократические бумаги, тебя не покидает чувство, что за этими текстами стоит иная реальность: рукотворная, контролируемая, способная вписать в свои рамки даже форс-мажор как преодолимое явление. Это язык покоя. Карикатурная версия гимна порядку.
Таким же претендующим на универсальность мне кажется визуальный язык современной массовой культуры, повсеместный и максимально унифицированный. Когда оказываешься в чужом городе или чужой стране, ты легко можешь найти родное пространство: достаточно посмотреть на рекламный видеомонитор, билборд или пролистать здешний глянцевый журнал. Даже если там нет известных тебе персонажей, ты встретишь всё те же сюжетные и композиционные шаблоны. Та же драматургия, те же позы, улыбки, те же приёмы ретуши и цветокоррекции. Это порталы в дом общечеловеческой конвенции. Договора о том, каким должен быть мир.
Развивая эту мысль, можно сказать, что стандартные образы современной массовой культуры – это визуальный английский, аналог универсального языка. Мои проекты, по сути, – высказывания на этом визуальном английском, эксперименты, призванные выяснить его потенциал. Верим ли мы в его шаблоны? Может ли этот язык передавать внешаблонные сообщения? Что выбор этого языка в качестве универсального сообщает о нас самих?